Форма входа

Категории раздела

сценарии [69]
сценарии утренников
ДОКУМЕНТЫ [20]
КОНСУЛЬТАЦИИ [12]
консультации для родителей
психология [10]
статьи по психологии
песни [11]
ноты песен

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 58

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » психология

Познавательные процессы

Психологическая лаборатория для учителей  

                   начальных классов.

        ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

       

 Познавательная сфера к ней относятся мышления, внимание, память, воображение. Сегодня в нашей лаборатории мы поговорим об этих процессах.

Внимание: это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе

   Концентрация внимания -это интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.

 Переключение- это возможность сознательного осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость- это способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одного вида деятельности к другому.

  Устойчивость -определяется длительностью времени, в течении которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенностей задания, степени его трудности, понятливости, интереса к нему ребенка.

  Распределение внимания - возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов, что позволяет одновременно совершать несколько видов действий и следить за несколькими независимыми процессами.

                   Диагностика внимания проводиться методикой

                                    «Корректурная проба»

Для 1-2 классов более облегченный вариант таблицы с геометрическими фигурами.

Для 3-4 классов  дается таблица с буквами.

Дается задание на время зачеркнуть либо фигуры, либо цифры. Промежутки работы по 30сек.

После этого бланки проверяются, и по формулам подсчитывается результаты.

                     Упражнения на развитие внимания.

1. «Не пропусти растение»

     Цель: Развитие способности к переключению внимания

Я вам буду зачитывать слова. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, вы должны хлопнуть в ладоши.

Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла. Гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь.

 

 

2. «Переплетенные линии»

     Цель: Развитие устойчивости внимания. Мелкой моторики.

Детям предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Надо внимательно проследить за каждой линией от начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой. Потом можно проверить и провести линии цветными карандашами.

3. Очень интересны задания «Найди различия» этих задании очень много

4.  «Найди зашифрованные слова в тексте»

     Цель: Развитие концентрации и устойчивости внимания.

На бланке в случайном порядке напечатаны буквы. В каждой строчке  примерно 30 букв. Задача ребенка - внимательно просмотреть каждую строчку и попытаться обнаружить среди случайных букв слова.

«Зачеркни буквы»

    Цель: Развитие устойчивости внимания.

    Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например А).

Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, анализируйте, как изменяется результативность

 

6.  «Исправь ошибки»

      Цель: Изучение уровня внимания. Учимся мыслить.

      Инструкция: В тексте, который вы получите , есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте.

  1.  Старые ледеди  склонили перед ним  горые шеи. Будем  сегоня танцевать и весеца.
  2. Зимой в саду расцвели яблони. Стомица нашей Родины- Москва.
  3. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой.
  4. Сонце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
  5. Больше всего делка любит грызть орешки. В лису запел сомовей.
  6. На столе лежала карша нашего города.
  7. У кати сегодня бень рождения. нода придумать длянеё какой-нибудь сюрприз.

      Обработка результатов:

Подсчитывается количество ошибок:

От5-и более-высокий уровень внимания.

От3-4-средний уровень внимания.

От 0-2-низкий уровень внимания.

                            Память

Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, и умений.

Память  бывает кратковременной (точное воспроизведений спустя несколько десятков секунд после предъявления информации)

Долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время)

Зрительная -связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

 

                  ДИАГНОСТИКА

1.Слуховая память.

    Зачитываются 10 слов. Дети внимательно слушают, а затем записывают те слова, которые запомнили.

  Результаты: от 0-3 слова -низкий уровень.

                       От 4-6 слова средний уровень.

                       От 7-10 слова высокий уровень.

 

2. Зрительная память.

    На табличках детям показываются слова либо рисунки. Для запоминания рисунков отводится время. 1 табличка -3 сек, 2 табличка-4 сек, и так далее. Дети рисуют увиденное на табличках.

 Обработка результатов.

  За каждую фигуру в 1 табличке по-0,5 балла

                                   2 табличке по- 1 баллу.

                                   3 табличка по - 1.5 балла.

                                   4 табличка по - 2 балла.

                                    5 табличка по 2.5 балла.

Результаты:  от0-10баллов -низкий уровень памяти

                       От 10-20баллов- средний уровень

                       От 20-30,5 баллов -высокий уровень.

 Упражнения для развития памяти

1.  « Нарисуй точно так же»

   Цель: Учимся представлять зрительный образ.

   Инструкция  посмотри на рисунки слева, запомни их и накрой листом бумаги. Теперь нарисуй это изображение справа - в пустой клеточке .

2. «Каскад слов»

    Цель: Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

  Надо подготовить список  из слов, которые хорошо знакомы ребенку. И попросить ребенка повторять слова за вами. Начинайте с одного слова. Затем называйте два слова, ребенок должен повторить их в той же последовательности, три слова и.т.д.

 

1.ДОМ

2.ДОМ. МОЛОКО.

3.КОНЬ ГРИБ, ИГЛА.

4.ПЕТУХ, СОЛНЦЕ. АСФАЛЬТ. ТЕТРАДЬ.

5.КРЫША. ПЕНЬ, ВОДА. СВЕЧА. ШКОЛА.

6.КАРАНДАШ. МАШИНА, БРАТ, МЕЛ. ПТИЦА, ХЛЕБ.

 

3. Упражнение на развитие памяти на цифры.

   Инструкция: покажите ребенку  цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить его в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру.

  6  2 

  2  8  3

  3  7  1  4

  6  3  9  2  6

  8  1  4  9  3  2

  7  4  1  8  5  2 9  6  3

4. «Разрезанные предложения»

 Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения.

1.БАРАБАН ВИСЕЛ НА СТЕНЕ.

2. ПЧЕЛА СЕЛА НА ЦВЕТОК.

3. ГРЯЗЬ-ПРИЧИНА БОЛЕЗНЕЙ.

4ТРУСОСТЬ-НИЗКИЙ ПОСТУПОК.

5.ВОСХОД СОЛНЦА.

6.НА ЗАВОДЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР.

В КОМНАТЕ ОЧЕНЬ ЖАРКО.

8. ЛУЧШИЙ ОТДЫХ-СОН.

9МОСКВА-ДРЕВНИЙ ГОРОД.

10. ЖЕЛЕЗО И ЗОЛОТО МЕТАЛЛЫ.

11. РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА.

12. МАЛЬЧИК ПРИНЕС КНИГУ.

Здесь можно предложить много вариантов работы. Можно предложить составить т. е найти окончание или наоборот начало предложения. Можно поработать со слуховой памятью и поработать на слух.                                       

                                      Мышление

Мышление процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений. Выделяют три вида мышления.

Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)

                         Диагностика. Методика «Круги»

Нарисовать 20 кругов 1х1.Задание: нарисовать и подписать предметы в течение 5 минут.

 Интерпретация: Скорость мышления: сколько рисунков нарисовал.

                               Низкая -0-10

                               Средняя-10-15

                               Высокая-16020

Гибкость мышления: отмечать «+» то, что у вас вошло в эти разделы.

   Природа  Техника  Спорт  Человек  Наука  Быт 

          +                                          +

          +

                                       +

Использование 1-2 тем -0низкая гибкость

                           3-4тем - средняя гибкость

                           5-6 тем высокая  гибкост

Упражнение на развитие мышления

1.Сравни картинки.

Цель: Учимся представлять образ в действии.

1.Посмотри внимательно на картинку, запомни предметы, лежащие на столе.

2. Закрой картинку. Перечисли предметы. Которые стоят на столе, в той последовательности, в которой они упадут со стола.

3. На второй картинке собака стаскивает со стола скатерть. Вспомни, в какой последовательности лежали и упадут предметы.

4. Подпиши номера падения предметов, стоящих на столе.

 Тест упражнения на мышление.

    Цель: Изучение речевых творческих и мыслительных способностей на уроках русского языка .

1. Задание. Записать  за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный рад:  адрес, салют,,,,

2.Задание. Составить и написать как можно больше слов из букв слова

                                              ПИЛКА

3.Задание. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову

                                              СНЕГ

4.Задание.  Составить и записать окончание сказки:

                   ЖИЛ БЫЛ ВРАЧ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. БЫЛ У НЕГО ДОМ, А СОБАКИ НЕ БЫЛО.

          ОДНАЖДЫ ОН УШЕЛ НА ВЫЗОВ К БОЛЬНОМУ. А ВМЕСТО СОБАКИ ОСТАВИЛ ЧЕРНИЛЬНИЦУ. А ТУТ КАК РАЗ РЕШИЛ ЗАЛЕЗТЬ В ЕГО ДОМ ВОР.

 

          Оценка результатов заданий теста.

В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов.

В четвертом задании ответ оценивается в пятибалльной шкале.

1 балл-ребенок отказался от выполнения задания.

2 балла - не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор слов или словосочетаний.

3 балла- написано хотя бы одно целое, законченное предложение.

4 балла- написано хотя бы два законченных предложения. Предложения  связаны  логикой.

5 баллов- написанная ребенком сказка имеет конец.

 

Высокий уровень мышления-13 баллов и выше.

Умеренно высокий уровень -11-12 баллов.

Средний уровень развития 10 баллов.

Умеренно-низкий уровень мышления -8-9 баллов.

Низкий уровень мышления -7 баллов и меньше.

 

3 «Общие  понятия»

   Цель: учимся находить общие признаки

Подбери общее понятие                                      Подбери общее понятие

Яблоко, груша-                                                    стул, шкаф-

огурец, капуста                                                    ботинок, сапог-

кукла, мячик-                                                       чашка, тарелка-

кошка, слон-                                                         нога, рука-

цветок, дерево-                                                     окунь, щука-

роза, одуванчик                                                   март, сентябрь-

дуб, береза-                                                          фонарь, лампа-

дождь, снег-                                                         день, ночь-

озеро, море-    

 

4.  « Проранжируй словосочетания

  • Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я иду в школу, я чищу зубы.
  • Листья зеленеют, цветы желтеют, созревает клубника, зарядили дожди, выпал снег.
  • Через год, послезавтра, три дня, сегодня.

 

5. «Назови лишнее слово». Объясни почему?

Лишнее слово

Тарелка, чашка, стол, чайник                     

Береза, осина, сосна, дуб.                            

диван, стол, кресло, дерево.                        

карандаш, мел, пенал, кукла                       

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.         

Круг, треугольник, квадрат.                       

Запятая, точка, тире, союз.

6. «Закончи слово»

    Цель: развитие  скорости мышления. Я буду начинать слова, а ты должен их закончить.

ПО                 НА                   ЗА                     МИ                  МУ

ДО                 ЧЕ                  ПРЫ                   КУ                  ЗО                         

смотреть далее

Категория: психология | Добавил: muzika (04.10.2014)
Просмотров: 653 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: