Курсовая Работа
ТЕМА: Особенности развития музыкальных способностей младших школьников
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1
Научные основы исследования музыкальных
способностей
у детей………………………………………………….6
1.1. Общая характеристика способностей у детей……………………….
1.2. Развитие способностей у детей младшего школьного
возраста……14
1.3. Музыкальные способности……………………………………………17
1.4. Особенности развития музыкальных способностей у детей
младшего
школьного возраста………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………25.
Список
литературы………………………………………………………..27
Введение
В свете развития событий на российской
политической арене совершенно необходимым становится развитие позитивного
отношения к окружающему нас миру, что легко достигается посредством
музыкального воспитания.
Музыка становиться правдой этой
жизни, способом открытого выражения глубинных психологических процессов, даёт
возможность говорить правду с помощью музыкального языка и является средством
психической разрядки.
Одна из самых актуальных проблем современного общества – угроза
духовного оскуднения личности, утрата нравственности.
В связи с этим необходимо приобщить детей к искусству независимо от их
социального положения, заложить основы для формирования художественно-
образованной, духовно-нравственной личности.
Многие пытливые, ищущие прогрессивные зарубежные и отечественные музыкальные
деятели в целях совершенствования музыкального воспитания привлекали в процессе
работы в другие виды искусства. Развивая творческие способности детей,
осуществляя более глубокое приобщение их к музыке, они стремились к тому, чтобы
у ребят возникли различные ассоциации и тогда музыкальные образы их воспитанники переводили в зрительные. Но
это не было, ни слиянием музыки с живописью, ни приобщение к изобразительному
искусству. Музыкальные образы вызывали у детей и двигательные реакции:
характер, настроение музыки они передавали различными движениями, но это также
не было приобщением к искусству танца. С увлечением ребята сочиняли музыку на
предложенные литературные тексты или собственные стихи, сказки, но и здесь в
центре стояло музыкальное развитие. И важно
подчеркнуть, что чем больше внимания отводилось музыке как таковой, тем
успешнее проявляли себя дети и в других
сферах своей жизни.
Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в
младшем школьном возрасте. Именно тогда формируется основы эстетического
воспитания, т.к. в этот период мозг и весь организм человека наиболее
восприимчив к новому. Проблеме связанной с творческим развитием детей на
начальном этапе обучения и воспитания, в педагогике уделяется значительное внимание.
У ребенка шестого года жизни появляется предпочтение к тому или
иному виду музыкальной деятельности. Он
осмысленнее воспринимает музыку,
способен охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни,
танца, музыкальной игры. Всё это создаёт благоприятную почву для выявления и
развития музыкальных способностей.
Важнейшей музыкальной педагогической задачей
является развитие звуковых (слуховых) навыков, помогающих свободно
ориентироваться и в чисто музыкальной природе слуховых образов (ритм,
расстояние, динамика, темп, колорит или тембр), и в эмоциональном содержании
(насыщенности) их, и в их символике выражения и изображения (звукозапись).
Восприятие музыки особенно в
младшем школьном возрасте невозможно без
звукового опыта. Поэтому слушание музыки является необходимой частью
урока в общеобразовательной школе. С другой стороны, школа не должна
ограничиваться воспитанием только слушателя. Повседневная музыкальная жизнь –
умение петь, музицировать – это зеркало музыкальной культуры народа, её
насущная потребность. И поэтому в школе, наряду с развитием восприятия
серьёзной музыки, ставятся не менее важные задачи: научить молодое поколение,
красиво петь, развивать потребность к пению, разучивать определённый репертуар
песен, поощрять желание самому музицировать. Это и делается путем пения,
ритмического развития. Но каждый из этих путей имеет своё значение, свои
особенности, все они по-своему дополняют общую систему обучения и воспитания.
Все указанные звенья не только своеобразно
влияют на развитие музыкальных способностей и восприятия, но также имеют очень
большое значение для общего развития и воспитания человека. Например, слушание
музыки учит сосредоточиться, вслушиваться не только в саму музыку, но и во
многие другие явления жизни. Через слушание мы учим детей душевной и читать дальше
|