Министерство образования и науки РФ
ГОВВПО «Магнитогорский
Государственный университет»
Курсовая работа
Развитие речи ребенка на первом году жизни
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1 Сущность развития речи ребенка………………………………….4
1.2 .Характеристика основных этапов
развития речи ребенка в
процессе общения……………………………………………….6
1.3 Развитие общения у детей на
первом году жизни………………14
1.4
Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка ………15
Вывод…………………………………………………………………..27
Список литературы
…………………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития
ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются
дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши
прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются,
узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают у себя звуки речи,
собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный
запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило
общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские
передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно
было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Существуют печальные примеры, которые показывают, к чему приводит, если
много и с любовью не говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится
немым, если его дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или
крик он не слышит ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно
брать такого ребенка на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от
полной духовной изоляции.
Цель работы - исследовать
развитие речи ребенка и определить, насколько важное значение имеет общение с
ребенком для ее формирования.
Предмет
исследования являются дети первого года жизни.
Задачи:
-определение этапов развития речи как
средства общения ребенка
-выявление влияния степени общения
взрослого с ребенком на ход развития речи.
1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Процесс становления у детей первой
функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет
жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не
понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно
складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это
довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия
речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых
и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий
этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с
окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения. Анализ поведения детей раннего возраста
показывает - ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым
употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к
детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том
числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет
ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед
ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к
нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Поэтому при рассмотрении
каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется
исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и
развития у детей речи.
Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной
функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент
возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние
неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в
первую очередь с тем, читать дальше
|