«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Насколько
активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все
ли они осознают важность такого участия?
Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь
присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между
тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий
оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального
воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка
средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в
гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять,
какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное
восприятие музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником
музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3.
Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного
музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия
музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных
произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство
ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах
(металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы:
пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ,
музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых
песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в
самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных
творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни,
движения, пляски.
14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по
другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных
моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих
воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных
возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений,
музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и
музыкальным праздникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для
праздников и развлечений.
Роль воспитателя, чередование его
пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и
задач.
Слушание
музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное
произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий
и другого методического материала.
Распевание, пение:
1. В распевании не участвует
2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства
мимической и пантомимической выразительности.
4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении
(исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)
Музыкально - ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации
детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на
развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В
старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют
самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца,
упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию
поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
|