Родителям о музыкальном воспитании дошкольников
В детском саду
осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить
взаимосвязь детского сада и семьи, проводится знакомство одновременно с группой
детей, поступивших вновь, с их родителями, обстановкой, в которой воспитывается
ребенок. Для этого используются разнообразные методы, а именно наблюдения,
индивидуальные беседы, выборочные посещения семей, анкетный опрос. Выявляется,
что одна группа родителей интересуется вопросами музыкального воспитания, но
испытывает определенные трудности, другая – большое внимание уделяет созданию
материальных условий, а целенаправленность отсутствует, третья не учитывает
возрастные возможности. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются
музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о
значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях
получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на
собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания
на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими
детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о
том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном,
эстетическом и физическом воспитании детей. Слушание музыки дома убеждает
родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и
заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить
уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки,
инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для
развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать
и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия
ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние
оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что
воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания.
В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое
музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учит
музыке. Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей и о
музыкально – ритмических движениях как одном из видов деятельности. Каждое
собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки.
Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются
примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия,
разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим
воспитателем детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию
родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном
материале. В разных видах занятий с родителями используется литература,
магнитофонные записи, проводится концерты детского творчества, организуются
целевые экскурсии по детскому саду, проводим практические занятия, викторины,
конкурсы. Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с
рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют знакомые
песни, танцуют, играют.
. А как проводятся
праздники дома? Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных
праздниках, предлагается родителям старшей и подготовительной групп вопросы:
какие праздники вы проводите вместе с детьми? Устраиваются ли концерты? Кто
является их организатором? Какие трудности испытывают родители при организации
праздника? Оказывается, что многие семь проводят праздники вместе с детьми, привлекают
их к уборке квартиры, сервировке стола. Кульминацией праздника является
концерт, который в каждой семье устраивается по-разному. Анализ ответов
помогает выявить положительный опыт проведения праздников в семье, выясняется
особенности их организации, определяются главные трудности. Учитывая пожелания
родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не
требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен,
плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к
проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как
информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в
течение продолжительного времени.
Проводимая работа
позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального
воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду,
как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические
средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к
музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального
развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего
совершенствования музыкального воспитания детей.